Двигатель,
сконструированный в начале прошлого века Рудольфом Дизелем, в последние
годы становится все более популярным. Это обусловлено тем, что он
работает на дешевом топливе, он чище с точки зрения экологии, а
современные технологии позволяют создавать дизельные двигатели для
легковых автомобилей, мало уступающие бензиновым по своим
характеристикам. Более того, технические характеристики дизельных
двигателей гораздо больше подходят для тяжелой техники, часто
работающей в статических режимах, а также для разных приводов:
электрогенераторов, компрессоров, насосов и т.п.
Главная особенность эксплуатации импортных дизелей в России
заключается в том, что работают они на российском топливе. А оно сильно
отличается от европейского по ряду параметров: по цетановому числу,
содержанию серы и др. Таким образом, использование отечественного
топлива приводит к снижению мощности, ухудшению экономичности и
экологичности, а также, что самое неприятное, к существенному снижению
ресурса двигателей за счет быстрого накопления отложений и ускоренного
«срабатывания» масла. Как можно решить создавшуюся проблему?
Путь первый: поднять цетановое число
Многие фирмы - производители автохимии выпускают специальные
присадки, позволяющие значительно улучшить потребительские свойства
топлива и избежать негативных последствий, указанных ранее. Например,
существуют присадки, увеличивающие цетановое число. Дело в том, что по
требованиям нормативно-технической документации (ГОСТ 51105-97 и ТУ
38/401-58-171-96) в России цетановое число дизельного топлива должно
быть не менее 45 ед. По требованиям стан Европейского Союза данный
показатель не должен быть менее 51 ед. Присадки типа Diesel Cetan + позволяют повысить цетановое
число дизельного топлива на 5 единиц, уменьшить «жесткость» работы
дизеля и за счет лучшего сгорания топлива улучшить экономичность.
Обычно необходимая концентрация подобных присадок не превышает 0,2 -
0,5% , причем 1 литр топлива будет стоить дороже на 0,3 - 0,4 руб. Но
не стоит скидывать со счетов и увеличение ресурса работы двигателя при
регулярной эксплуатации с использованием подобной присадки. В последнее
время появились антидымные присадки в топливо типа Eco Diesel,
качественно отличающиеся от прежнего ряда за счет использования
каталитических реагентов (например, бария). Подобные присадки
предназначены для улучшения сгорания топлива, снижения углеродистых
отложений и уменьшения дымности выхлопных газов (позволяют снизить
уровень задымленности до норм ЕС). Необходимая концентрация присадки в
топливе обычно не превышает 0,2%, что минимально сказывается на
удорожании дизельного топлива. Конечно, существуют некоторые
ограничения. Барий вызывает эрозию на поверхности тарелей клапанов.
Именно поэтому бельгийская фирма WYNN’S использует в своих составах
новый элемент - церий.
Все подобные присадки применяются для снижения темпов роста
углеродистых отложений и увеличения межремонтного срока службы
дизельных двигателей. Путь второй: снять отложения
В мире автохимии существует специальная технология, использующая
безразборный способ очистки топливной аппаратуры и камеры сгорания от
накопившихся отложений. Для удаления скопившихся осадков и лаковых
отложений двигатель работает на специальном сольвенте Diesel System
Purge вместо дизтоплива по определенному технологическому циклу (обычно
время обработки не превышает 1 часа). После такой обработки
восстанавливается нормальная работа форсунок (герметичность, объем
подачи топлива, качество распыла), промывается от лаковых отложений
топливный насос и топливопроводы. Удаление твердых фракций
углеводородистых соединений происходит за счет присутствия в чистящем
сольвенте поверхностно-активных веществ, которые катализируют процесс
окисления этих остатков под воздействием высоких температур при работе
двигателя под нагрузкой уже после обработки. На практике отмечено, что
выгорание остатков отложений в камере сгорания и на клапанах двигателя
продолжается в течение 16 - 20 часов. О том, какое огромное количество
отложений удаляется из камеры сгорания двигателя после использования
такой технологии, можно судить по необходимости последующей регулировки
клапанов. Эта процедура позволяет выровнять компрессию в цилиндрах
двигателя, если перед обработкой показатели отличались друг от друга.
Можно предположить, что данная технология при регулярном сезонном
обслуживании позволит повысить (или нормализовать) в отечественных
условиях ресурс работы дизельных двигателей за счет удаления различного
вида отложений из камеры сгорания и топливной аппаратуры.
Путь третий: «мелиорация» топливной системы
Кроме проблем, вызываемых низким цетановым числом и загрязняющими
отложениями, большие неприятности вызывает наличие в дизтопливе воды.
Вода в составе дизельного топлива губительно сказывается на
работоспособности топливной аппаратуры, особенно сильно страдают от
коррозии прецизионные пары плунжеров топливных насосов и форсунок. Чаще
всего она конденсируется из воздушного пространства неполных топливных
баков, а иногда попадает в бак при заправке на непроверенных АЗС (что
особенно характерно для российских условий). Препараты автохимии и в
этом случае помогут избежать многих проблем. Присадки к топливу типа
Dry Fuel способны удалить воду из топливного бака и одновременно
защитить от коррозии элементы топливной системы. Данные присадки
используются как для дизельных, так и для бензиновых двигателей в
профилактических целях через 5000 - 10000 км пробега в концентрации
0,5% от объема топлива.
Путь четвертый: защита от серы
Специалистам известно, что в отечественном дизельном топливе
допускается содержание серы до 0,5% от объема (европейский стандарт EN
590 предусматривает содержание серы не более 0,05% от объема).
Повышенное содержание серы провоцирует образование кислотных соединений
при определенных режимах работы двигателя, что способствует повышенной
коррозии элементов камеры сгорания и выпускного тракта, а также
быстрому «срабатыванию» пакета присадок в моторном масле. Поэтому
необходимо либо значительно уменьшить норматив по срокам замены масел
(по отношению к рекомендациям зарубежных производителей двигателей),
либо использовать профессиональные присадки к маслам, способные
восполнить утраченные свойства работающих масел. Например, присадки к
маслу типа Diesel Oil Fortifier предназначены для улучшения смазочных и
антиокислительных свойств, восстанавливают моющие способности и
продлевают срок службы моторного масла на 40%. Необходимая концентрация
подобных присадок - до 10% в базовом масле. Экономическую составляющую
легко посчитать. Стоимость необходимого количества присадки приводит к
повышению стоимости 1 литра масла на 15 - 20%. Ресурс работы масла
увеличивается на 40%. Подводя итог, остается сказать, что практика
доказывает очень высокую пользу от известной многим промывки масляной
системы перед заменой моторного масла. Она способна значительно, до
70%, снизить дымность работы дизельного двигателя. Значит, поддержание
масляной системы в технологически чистом состоянии способствует не
только увеличению ресурса работы двигателей, но и положительно влияет
на экономичность и соответствие экологическим нормам.
Вывод напрашивается однозначный: технически грамотный (можно сказать,
профессиональный) подход к использованию автохимии может принести
значительный экономический эффект и обеспечить высокий коэффициент
технической готовности при эксплуатации современной дизельной техники,
особенно в наших российских условиях.
Алексей АЛЕКСЕЕВ
|