Повышенный расход топлива
Немало статей написано о "вопросе вопросов" для каждого, наверное, автолюбителя - о повышенном расходе топлива. И читая эти публикации (как и в печати, так и в Internet) можно
прийти к выводу, что на расход топлива влияют только набившие оскомину
"20 наиболее вероятных причинах повышенного расхода топлива" : 1.Позднее зажигание. Сдвиг угла на 1 градус увеличивает расход на 1%. 2. Неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания, а так же перебои в работе свечей - 10%. 3. Ближний свет фар увеличивает расход на 5%, дальний на 10%. 4. Температура охлаждающей жидкости ниже расчетной увеличивает расход на 10%. 5. Езда на непрогретом двигателе увеличивает расход на 20%. 6.
Повышенный износ цилиндропоршневой группы. Каждая сниженная атмосфера
(единица измерения компрессии) увеличивает расход на 10%. 7. Износ кривошипно-шатунного механизма - 10%. 8. Износ сцепления - 10%. 9. Износ механизма газораспределения, а так же не отрегулированные зазоры клапанов - до 20%. 10. Перетянутые подшипники ступиц колес (плохой накат) - на 15%. 11. Не отрегулированный сход развал - 10%. 12. Пониженное давление в шинах - по 9% на каждые 0,5 кг/см2. 13. Каждые 100 кг груза - на 10%. Загруженный багажник на крыше увеличивает расход на 40%, пустой на 5%. Прицеп - 60%. 14. Манера езды на 50%. 15.
Несвоевременная замена воздушного фильтра (рекомендуемая периодичность
- раз в5тыс.км) увеличивает расход на 10%. Применение воздушных
фильтрующих элементов стяжелыми матерчатыми предочистителями
увеличивает расход на 5%. Рекомендуются фильтрующие элементы легкого
типа без предочистителей. Сопротивление воздушного потока через такой
фильтр минимальное. 16. Проблемы связанные с системой питания (карбюратор; бензонасос) - до 50%. 17. Применение низкооктанового бензина (даже когда заправляешь Аи-95 - никогда незнаешь, чтозальешь) - до 5%. 18. Деформированные моторы с уменьшенной степенью сжатия - до 10%. 19. Встречный ветер - до 10%. 20. Движение по трассе с низким коэффициентом сцепления - до 10%. Дочитав до конца можно сказать: "В принципе - правильно". Но
только для каких марок автомобилей? По всей видимости - исключительно
для отечественных. Кроме того, сразу возникает вопрос о гениальности
автора (авторов), которые так точно и скурпулезно рассчитали все в
процентах и даже сумели подсчитать, что расход топлива при встречном
ветре для "Жигулей" и "Land Cruiser" будет составлять на 10 процентов
выше обычного. Несмотря на разную массу автомобилей. Не обращая
внимание на скорость движения. На скорость ветра. Не обращая внимание
на… - и тут можно перечислить, пожалуй, десятка два-три причин, по
которым этот "процентаж" будет в корне неверным. Особенно для иномарок,
потому что там ну никак невозможно "перетянуть подшипники ступиц
колес". И многие другие пункты так же "не совсем" применительны. Конечно, за "основу", для "общего развития", так сказать,эти "20 причин…" взять можно. - Мы же с вами попробуем поговорить более конкретнее и применительнее
о возможных причинах расхода топлива на японских машинах с системами
электронного впрыска топлива. Только поговорить и только предположить,
потому что этот вопрос - "скользкий" вопрос, так как на повышенных
расход топлива может влиять такое количество причин, которые и
предположить невозможно. Кроме банальных, конечно: перебои в
искрообразовании, например и так далее, о чем будет сказано ниже.
- Да, и в нашу мастерскую тоже достаточно часто приезжают клиенты с жалобой на "повышенный расход топлива".
- И иногда цифры "расхода" называют "просто изумительные" - в
одном случае Nissan с двигателем объема 1.500 см3 "съедал" по словам
клиента БОЛЕЕ 20 ЛИТРОВ НА ТРАССЕ, а в городе - более 25 литров.
- Это как надо двигателю работать и как точно высчитывать перерасход топлива?!
- …к слову сказать: удивительно, но практически все клиенты,
которые жалуются на большой перерасход топлива , каким-то образом
умудряются высчитывать этот перерасход буквально до 100 грамм. В
крайнем случае - до 500 грамм ( "у меня двигатель "ест" пятнадцать с
половиной или шестнадцать с половиной литров на сто километров").
Смотришь на такого водителя и… молчишь. Ну, вы сами понимаете почему.
- Практически всегда трудно объяснить человеку, что если он
прочитал в какой-то книге (?!!), что его "ласточка" должна "кушать",
например, 11 литров, а у него расход топлива в городском режиме
составляет 14.5 литров(?) и только "на трассе" расход топлива
становится "ровно 11 литров" (???) - трудно объяснить человеку, что
указанные литры расхода для его автомобиля измерялись на "идеальном
автомобиле и в идеальных условиях".
- Автомобильной компании всегда выгодно преподнести какой-то
новый концепткар в самом наилучшем виде. Особенно по расходу топлива. И
уж там действительно замерят расход топлива буквально до одного грамма.
И если он будет,например, 10 литров 150 грамм на 100 километров, то
специалисты всегда смогут исхитриться и снизить его до красивой круглой
цифры. Но это все к слову.
- Какие автомобили, в основном, "бегают" по просторам России?
- Правильно, с пробегом, как минимум, более 70 тысяч километров.
И трудно еще сказать, в каких конкретно условиях конкретная машина
эксплуатировалась. И нельзя сравнивать вашу машину с точно такой же
машиной соседа по стоянке, у которого она "кушает" всего ничего - на
вашей в Японии "гоняли пацаны", а на его степенно ездил фермер и только
по воскресеньям в церковь…чувствуете разницу?
- И еще, тоже главное - каким способом измерять свой расход топлива?
- Ведь практически никто из "жалующихся" не проверил свой расход
топлива наиболее разумными и доступными способами, описанными, кстати,
во многих журналах и статьях, в том числе и в журнале "За рулем" :
1.Останавливаем машину на ровном участке дороги и замечаем положение колес.
- 2. Заливаем бензин "под горловину".
- 3. Совершаем пробную поездку по городу и возвращаемся к тому же месту, откуда начали движение
- 4. Ставим машину в такое же (первоначальное) положение.
- 5. С помощью мерной емкости(канистры) снова заливаем бак топливом "под горловину" и записываем количество залитого бензина.
- 6. Дальше - чистая арифметика : делим количество долитого
топлива на то количество километров, которое проехала машинаи получаем
итог - " такой-то расход топлива на столько-то километров".
- Есть еще один более простой ( однако менее точный ) способ :
- 1. Дожидаемся загорания лампочки "Окончание топлива".
- 2. Заправляем автомобиль, обнуляем показания одометра ( на
многих японских автомобилях есть такой "дополнительный спидометр", при
помощи которого можно определять свой "суточный пробег") и записываем
показания.
- 3. Ездим в обычном режиме.
- 4 . При загорании красной лампочки ("топливо!!!") - смотрим на одометр и снова записываем "километраж".
- 5.Количество залитых в топливный бак литров делим на пробег.
Записываем режим езды: городской, трасса, смешанный. А если еще
отметить и интенсивность городского движения, время дня, температуру
окружающей среды, и что-либо еще, существенное на ваш взгляд - то можно
вычислить изменения расхода в зависимости от указанных условий.
- Кроме того, есть важное условие, которое является "чисто
российским" и которое следует помнить и учитывать при вычислении своего
расхода топлива : в среднем топливораздаточная колонка "недоливает"
порядка 0,5 литра , что обусловлено многими факторами, в том числе и ее
конструкцией ( вы понимаете, наверное, о чем я хотел сказать).
- Поэтому, заправившись пятью литрами или пятидесятью - мы
получим совершенно разные результаты. Подсчитайте сами : 0,5 литра от 5
литров - это 10%, а от 50 литров - это всего лишь 1 %.
- Так что заправить в бак один раз 20 литров выгоднее, чем 2
раза по 10. Ну а езда с пустым баком при минусовых температурах -
гарантия образования конденсата в баке. А на воде даже японские
автомобили ездить не умеют.
- Заметим, что все эти способы далеко не "идеальные", однако
лучшего варианта замерить свой расход топлива для "просто водителя"
пока не придумано.
- Конечно, расход топлива на трассе и в городе - это "две
большие разницы" , но и по этим "данным" можно хоть и приблизительно,
но уточнить для самого себя "здоровье" своей машины.
- Итак, давайте постараемся хоть немного "осветить" этот вопрос - что же все-таки может влиять на повышенный расход топлива?
- Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя( THW )
- Как мы уже знаем, одним из основных датчиков является "датчик
температуры охлаждающей жидкости двигателя", или THW, который
расположен в "районе" термостата. Его показания крайне важны для
стабильной и экономной работы двигателя, потому что в зависимости от
сопротивления датчика компютер "рассчитывает" то количество топлива,
которое необходимо двигателю для работы при "данной" ему датчиком
температуре.
- На различных марках и моделях автомашин показания THW
различные, но если сказать "усредненно", то для "холодного" двигателя
датчик "покажет" сопротивление от 2 до 6 Ком ( в зависимости от
температуры "за бортом"), а для "горячего" - 250-350 Ом.
- А теперь представим, что "наш" датчик температуры "говорит"
компютеру при полностью прогретом двигателе, что двигатель "еще немного
холодный", то есть "показывает" сопротивление 500 или более Ом.
- Что делает компютер?
- Процессор "сравнивает" те показания,которые "зашиты" в его
Память и "понимает",что при данном сопротивлении - "топлива надо
больше".
- И "расширяет" импульсы на форсунки (инжектора).
- И топлива поступает в цилиндры больше. Но это - следствие. А причина, вернее - причин, может быть несколько :
- Неисправность самого датчика температуры
- Неисправность термостата
- "завоздушенность" системы охлаждения
- неисправность радиатора
- Ну и, в крайнем случае (такое, правда, встречалось всего несколько раз ) - "ошибка" самого компютера.
- Кроме того, датчик температуры "напрямую связан" и с
автоматической коробкой передач. И так уж "правильно устроена"
"японская электроника", что если, например, датчик "не выдает"
положенную температуру, то и АКПП не будет переключаться на повышенную
передачу и автомобиль будет "плестись" на пониженной скорости и "дико
жрать топливо".
- "Oxygen Sensor" или "датчик кислорода"
- Другая, не менее "распространная болезнь" - "датчик кислорода" или "по-научному" :
- "Oxygen Sensor".
- Для его проверки, а так же, для проверки состава смеси,
подаваемой в цилиндры можно воспользоваться простейшей проверкой (
описание дается применительно только для автомобилей "Toyota")
- прогреть двигатель до рабочей температуры
- подсоеденить "+" стрелочного прибора ( вольтметра ) к клемме
VF или VF1 диагностического разъема, а "минус" вольтметра к клемме E1
- "вывести" двигатель на 90 секунд на режим 2500 оборотов
- закоротить клеммы TE1 или Т и Е1 - прибор должен регистрировать пульсацию напряжения с частотой более 8 раз за 10 секунд.
- Примечание: если частота пульсации ниже указанной - удалить перемычку с клемм ТЕ и Е1 "удерживая"
двигатель в режиме 2500 оборотов измерить напряжение между клеммами VF1
или VF и Е1 если напряжение присутствует - Oxygen Sensor подлежит
замене если напряжения нет - считать код неисправности отсоеденить
шланг клапана вентиляции картера подсоеденить вольтметр к клеммам VF и
Е1 если напряжение есть - смесь СЛИШКОМ БОГАТАЯ если после первой
проверки пульсации напряжения не было - снять перемычку с клемм ТЕ1 и
Е1 на режиме 2500 оборотов измерить напряжение между клеммами VF и Е1
если напряжение равно 5 вольт, отсоеденить разъем датчика температуры
охлаждающей жидкости установить в разъем сопротивление 5 - 10 Ком и
"закоротить" клеммы ТЕ1 и Е1 "вывести" двигатель на 90 секунд на режим
2500 оборотов если напряжение между клеммами VF и Е1 около 5 вольт -
смесь СЛИШКОМ БЕДНАЯ
- Повторюсь, что вышеописанная схема проверки - приблизительная.
- Примечание: в последнее время, с появлением специальной
литературы о принципах работы систем электронного впрыска топлива,
некоторые "автомастера" ("дельцы от автосервиса", по-другому их не
назовешь), нашли для себя дополнительный "источник заработка", который
называется :
- "Диагностика повышенного расхода топлива на вашей машине".
- Прочитав и "начитавшись" различного рода статей и немного определив для себя, что
- - "датчик кислорода" достаточно сильно влияет на повышенный расход топлива и что
- данное утверждение самому клиенту практически невозможно перепроверить, и - "датчик кислорода" стоит в среднем около 300 долларов США (новый),
- эти, с позволения сказать "автоспециалисты" довольно неплохо и
просто-напросто НАГЛО зарабатывают на проведении подобной
"диагностики", вовсю используя "техническую дремучесть" клиента.
- "Умный вид", "менторский тон", "умные выражения" и в итоге,
практически ничего не делая можно уверенно "содрать" с клиента
несколько сотен "за диагностику". Потому что практически никто из
клиентов не станет заказывать из Японии новый датчик кислорода за
"триста баксов", а, "смирившись с Судьбой", будет продолжать ездить и
вспоминать добрым словом автомастера,который разъяснил ему, далекому от
техники человеку причину перерасхода топлива :
- - к сожалению, ваш датчик кислорода полностью "заморожен", потому и расход топлива у вас более 20 литров…
- И далее идут "объяснения": мол, топливо у нас в России -
"дерьмовое", бензин - этилированный, который "губит" датчик кислорода
практически сразу же, датчик восстановлению не подлежит, сочувствую…с
Вас четыреста рублей за диагностику.
- А что остается клиенту ?
- Только верить на слово - сколько всего было сказано! И как красиво сказано!
- Но нет возможности у клиента "посмотреть сверху" на эту
проблему, посмотреть и сделать небольшую статистику : "сколько
конкретно автомобилей имеют повышенный расход топлива конкретно из-за
датчика кислорода?".
- А ответ, как ни удивительно, будет таким : " весьма
небольшой процент". И уж не в два раза, потому что даже для
кислородного датчика это звучит дико.
- Да, именно так.
- И поэтому нельзя "однозначно и определенно" сказать, что в повышенном расходе топлива "виноват" только Oxygen Sensor.
- Причин может быть множество, и одна может наслаиваться на другую.
- …Конечно, подобных "мастеров" не так уж и много, но учитывать вероятность такой "диагностики" стоит.
- Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
- Кстати, никто не обращал внимание на такой факт, что с
изменением положения датчика положения дроссельной заслонки
одновременно изменяется и угол опережения зажигания?
- В японском автомобиле все взаимосвязано. Не зря же компютер
"отслеживает" показания TPS по двум "направлениям" - через контакт
"VTA" и контакт "IDL" .
- Контакт "VTA" "говорит" компютеру об изменении положения
дроссельной заслонки, а контакт "IDL" (контакт "холостого хода") о том,
стоит ли сейчас дроссельная заслонка в положении "холостой ход" или
нет.
- И если изначально неправильно "выставить" TPS, особенно
"контакты холостого хода" (IDL), то компютер начнет "ошибаться",
принимая искаженные показания TPS за "правильные".Возникающие при этом
ошибки :
- · повышенные обороты холостого хода
- · неправильный (ранний или поздний) угол опережения зажигания
- · неустойчивая работа двигателя на ХХ
- · неправильный состав топливо-воздушной смеси
- Клапан холостого хода ( Idle Air Control Valve )
- Данный клапан вследствии своей "неправильной" работы может
"помогать" двигателю "держать" повышенные обороты холостого хода. И не
только - нарушение первоначальной регулировки отрицательно скажется при
работе двигателя практически на всех режимах работы.
- Управляется этот клапан компютером: на более "пожилых"
моделях компютер "подает" на клапан "просто" +12 вольт, которые
изменяют положение биметалической пластинки внутри клапана, а она, в
свою очередь двигает в ту или иную сторону специальную
пластинку,уменьшая или увеличивая проходное сечение для поступления во
впускной коллектор дополнительного воздуха. На более "новых"
автомобилях биметалической пластинки уже нет, внутри уже "работает"
шаговый двигатель.
- Инжектор ( Injector )
- Да, именно инжектор ( форсунка) вследствии использования
грязного топлива или топлива с водой, а так же вследствии обыкновенного
"старения" или "изношенности" может "плавно перейти" в такое состояние,
что его механическая часть (игла,седло) начнут пропускать "лишнее"
топливо в том положении,когда инжектор должен быть "закрыт". Для
двигателей с "центральным впрыском" - "Ci", акутален еще и вопрос
уплотнения одной-единственной форсунки - какой-то момент резиновые
кольца "отказываются" уплотнять и расход топлива возрастает неимоверно.
Проверить это утверждение можно достаточно простым способом :
- · открутить ( на трех болтиках) и снять верхнюю защитную крышку форсунки.
- · включить зажигание.
- · перемкнуть контакты "FP" и "+B" на колодке диагностического
разъема(топливный насос должен заработать - послышится "шуршание"
топлива в топливной магистрали).
- · подсвечивая себе "переноской" наблюдать в течении одной
минуты за форсункой - будет из нее "капать" топливо на дроссельную
заслонку или нет.Если "упадет" несколько капель в течении этого времени
- это еще "терпимо", но в "идеале" топливо не должно "капать".
- Таким же способом,кстати, можно проверять герметичность любой
другой "пусковой" форсунки на любом другом типе двигателя, где она
имеется.
- "Нештатный" подсос воздуха
- Для этой проверки можно воспользоваться любым аэрозольным
балончиком,содержащим мало-мальски горючую смесь, например, "жидкостью
для промывки карбюраторов".
- Запустив двигатель направляем аэрозольную струю на возможные
места "нештатного" подсоса дополнительного воздуха .В случае, если
подсос воздуха существует в том или ином месте, обороты двигателя тут
же возрастут на какое-то время.
- Очень важно обратить внимание на то, на что никто и никогда
внимание не обращает - на возможный подсос воздуха в выпускном
коллекторе перед датчиком кислорода.
- Практически на всех автомобилях перед катализатором есть так
называемая "гофра".И если она или "потерта" или вообще порвана - вот
вам "лишние" литры перерасхода топлива ( датчик кислорода
"воспринимает" этот лишний воздух как "бедную смесь" и автоматически
"добавляет" топливо).
- Топливная система: "Обратный клапан"
- Для чего нужен этот клапан вы, наверное, знаете: для
поддержания определенного давления в "топливной рейке".А теперь
представим, что вместо "положенных" "двух с половиной килограмм на
сантиметр квадратный" клапан "держит" давление немного больше.Что
произойдет в этом случае?
- Правильно: в цилиндры топлива будет попадать больше.
- Конечно, датчик кислорода сразу же "известит" об этом компютер .
- Но у каждого компютера есть допустимые пределы регулировки состава смеси. Он может и не суметь "подрегулировать" состав смеси.
- Но если уж компютер и "уберет" лишнее топливо - мощность
двигателя снизится и водитель непроизвольно будет "сильнее давить на
газ"…
- Как ни крути - опять повышенный расход топлива.
- Опережение зажигания
- Если коротко, то "угол опережения зажигания" выставляется для
того, что бы максимально использовать "заложенную в паспорте" мощность
двигателя. То есть, правильно "выставив" угол опережения зажигания мы
"создадим" такие "блгоприятные" условия "внутри" цилиндра, что наша
топливо-воздушная смесь будет "зажжена" и "взорвется" в самый нужный
момент.
- А не "позже" или "раньше", что спровоцирует снижение мощности и другие "неприятности".
- Теперь - "самое интересное".
- Вы когда-нибудь обращали внимание, что, если при работе
двигателя на ХХ перемкнуть в диагностическом разъеме "контакты
диагностики" E1-TE1 , то "звук" работы двигателя изменится?
- Правильно. Изменится.
- При перемыкании данных контактов и работающем двигателе мы "выключаем" электронную систему опережения зажигания.
- И только теперь можно при помощи стробоскопа "выставить" нужный
- ( и правильный !) угол опережения зажигания.
- Однако в большинстве случаев мало кто обращает внимание на этот "нюанс".
- Другое дело, что качество нашего топлива оставляет желать лучшего…
- И достаточно часто бывает такое, что при правильно
"выставленном" угле опережения зажигания двигатель начинает "отчаянно
детонировать".
- Вот и приходится "подстраивать" угол опережения зажигания
"под бензин".И сами понимаете, как вся эта "самодеятельность" влияет на
повышенных расход топлива…
- Свечи зажигания
- Спросите себя : " Когда в последний раз вы смотрели состояние свечей зажигания?".
- Ответ, наверное, будет таким : " …когда-то…".
- Однако свечи зажигания - "продукт не вечный".
- Изнашиваются. А именно - через, например, тысяч пять-семь
километров выставленный ранее зазор между электродами увеличится, пусть
ненамного, но все-таки увеличится
- ( на 0.1мм,приблизительно).
- Что мы получаем в итоге, если своевремнно не проверять свечной зазор?
- Правильно, - увеличенный "свечной" зазор.
- Из практики можно сказать, что иногда нам "попадались" зазоры в три и более миллиметров.
- И если не брать во внимание остальные "неприятности", которые
"помогают" системе зажигания выйти из строя, то увеличенный свечной
зазор - "прямой путь" к повышенному расходу топлива.
- Снижение мощности двигателя
- Это может происходить по самым разным причинам, в том числе и по тем причинам, что описаны выше .
- Что же происходит в этом случае и "каким боком" снижение мощности двигателя может повлиять на увеличение расхода топлива?
- Ответ простой , "как три рубля" :
- при снижении мощности двигателя по различным причинам машина
начинает "тянуть" уже хуже, и водитель интуитивно "прибавляет газку".
Скорость движения практически остается такой же, как и ранее, а топлива
в цилиндры поступает и "улетает" уже намного больше.
- Вот вам и еще одна причина повышенного расхода топлива…
- Что можно сказать в заключении: вопрос "повышенного расхода
топлива" - это действительно "вопрос из вопросов" и подходить к его
решению надо комплексно.
- Конечно, не все причины этого описаны в данной статье.
- Всегда надо "конкретно думать по каждой машине", потому что
автомобили,их электронные системы так же непохожи друг на друга как и
люди - у каждой конкретной "электроники" свой "характер" и свое
"настроение".
|